ИНСТИТУТ БИЗНЕСА,
ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
+7 (499) 346-74-77   +7 (495) 575-84-14

Педагогический салон

Институт выдвинул и реализовал свыше 20 крупных общественно-педагогических проектов.

Самым известным из них является Педагогический салон профессора Т. Б. Соломатиной, впервые организованный в 1995 году и ставший своеобразной формой профессионального взаимодействия и творческого общения учителей Подмосковья.

Педагогические салоны, по словам академика РАО В. А. Сластенина, стали «интеллектуальным клубом российского учительства». Проводимые в разные годы в подмосковных городах Химки, Сходня, Фрязино, Коломна, Егорьевск, Сергиев Посад, Видное, Троицк и Люберцы педагогические салоны стали настоящей лабораторией педагогического поиска, формой пропаганды опыта педагогов-новаторов, поддержки учительских династий. За 13 лет существования Педагогического салона проведено около 100 гостиных в 10 городах Подмосковья. Участниками Педагогических салонов стали почти 30 тысяч жителей Подмосковья.

Педагогический Салон родился с целью создания необходимых условий для заинтересованного общения учителей, представителей науки, культуры и широкой общественности. Мастер-классы, психолого-педагогические тренинги, консультации ученых и опытных специалистов-практиков — неизменная и основная часть программы салонов, способствовавших повышению педагогического мастерства его участников. Так, проведение педагогического салона на базе гимназии г. Троицка явилось началом интенсивной исследовательской и опытно-экспериментальной работы, а директор гимназии В. Я. Гурова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Управление развитием образовательной среды школы в социокультурном территориальном пространстве малого города-наукограда». Организуя Педагогические салоны, мы понимали, что «тайна прогресса» в образовании — в верности нашему педагогическому наследию, исконным российским образовательным традициям, исследованию и возрождению которых должны были служить проводимые в рамках Салонов встречи с академиками РАО Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным, В. В. Краевским, И. В. Бестужевым-Лада, и научные доклады, круглые столы и дискуссии, в которых принимали участие известные российские ученые Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, В. А. Караковский, А. А. Уманская; В. В. Лебединский, Ю. М. Забродин, Е. П. Шастина, А. Г. Асмолов, В. А. Буренин.

Девизом этих встреч уже не первый год являются слова М. П. Мусоргского: «Мы допрашивали наше прошлое, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». В нынешних планах вуза — проведение Международного Педагогического салона, призванного показать ценность отечественного педагогического наследия, которое является не только национальной ценностью, но достоянием мировой культуры.

Одновременно Педагогические салоны решали задачу поиска, привлечения и подготовки одаренных, творческих молодых людей к профессиональной педагогической деятельности. Примечательно, что из 18 выпускников общеобразовательных школ — участников первого Педагогического салона — 15 работают сегодня в образовательных учреждениях г. Химки (среди них, к примеру, учитель начальных классов лицея Наташа Курочкина (Орленко), учитель английского языка Зайцева Ольга Борисовна, директор детского сада № 5 г. Химки Уфимцева Надежда Степановна.).

Все 13 лет Педагогический салон является своеобразной формой пропаганды и распространения педагогических знаний в обществе, что отвечает потребностям времени, т. к. сегодня психолого-педагогическая подготовка нужна не только работникам образовательных учреждений, но и руководителям фирм, менеджерам, военным, муниципальным и государственным служащим, родителям, мастерам производства, спортивным тренерам, работникам кадровых служб и т. д. Поэтому салон открыт для всех, кто понимает значение педагогических знаний, видит в образовании и педагогическом просвещении средство развития общества. Салон имеет неоценимое значение для формирования будущих педагогов, погружает их в атмосферу профессионального общения, высокой культуры, подвижничества, профессионального мастерства. Участники салона могли посетить театральные, литературно-поэтические, валеологические гостиные, встретиться с выдающимися представителями отечественной науки, культуры и спорта, мастерами — модельерами, визажистами, дизайнерами и кулинарами. В разные годы гостями Салонов были космонавты, герои России А. И. Лазуткин, Ю. Н. Глазков, Ю. Батурин, К. С. Воробьев; деятели культуры Р. А. Быков, С. С. Говорухин, В. М. Токарева, Б. Г. Селенов, Е. В. Санаева, Н. С. Бондарчук, Н. А. Баженова.

Однако центральной фигурой на этих встречах всегда оставался учитель. Лучшим учителям Подмосковья были посвящены передачи «Учителями славится Россия…» 1995–1998 годов на телеканалах ОРТ, «Московия» и радиостанции «Маяк», циклы радиопрограмм о проблемах семейного воспитания и другие проекты, направленные на возвышение профессии Учителя и творческий рост молодых учителей, нравственное воспитание молодежи, которая должна «избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя не нашли» (Ф. М. Достоевский). Оценивая значение общественно-педагогических инициатив ИБПУ, Ролан Антонович Быков, принимавший деятельное участие в проведении Педагогических салонов, однажды сказал: они необходимы, «чтобы нравственность осталась принципом жизни России и русской культуры», и позволяют учителю «чувствовать себя выше денег», «выдержать то время, которое сейчас…, когда стремятся выбросить всю культуру, которая была до девяносто первого года, как когда-то до семнадцатого…». В нелегкие для учительства годы перестройки Педагогический салон «Универсум» дарил учителям надежду, веру в силу людей моральную и материальную поддержку, дарил минуты радости общения и сотворчества, способствовал их закреплению в профессии. Неформальное общение с учеными и педагогами-практиками, режиссерами, актерами, художниками и политиками позволяло поддерживать в учителях дух пассионарности, творческое горение, понимание того, что ты не остался один — «до востребования»…

Одной из системообразующих педагогических инициатив вуза является Педагогический салон, который выступает как попытка создания комплекса историко-культурных, политико-педагогических, организационно-управленческих предпосылок сделать народное образование действенным фактором подъема страны, ключевым элементом гражданского общества — сети общественных сил, институтов, клубов, сообществ, СМИ, озабоченных судьбой образования, заинтересованных в его динамичном развитии, а вместе с ним и страны. В этом контексте и наш Гуманитарно-просветительский Центр «Универсум», организованный в 1994–1997 годах, и Педагогический Салон (1995 год — по настоящее время) были ветвями общественно-педагогического движения в стране, корнями уходящих в традиции просветительства и общественных инициатив в России прошлого столетия. Желание людей объединиться, скооперироваться на условиях творческой самоорганизации, совместного поиска результатов, новых форм образовательной практики были поддержаны и руководителями РАО (Н. Д. Никандров), и МАНПО (В. А. Сластенин), деятелями культуры, политиками и меценатами. Все это позволяет говорить о Педагогическом салоне как об уникальном общественно-педагогическом явлении.

Важной и долговременной инициативой ИБПУ стала пропаганда и последовательная и настойчивая реализации идеи «единого педагогического пространства» Городского округа Химки. Мы исходим из того, что небольшой по численности, но богатый культурными традициями город Химки предоставляет благоприятную возможность создания единой образовательной среды, благотворно влияющей на формирование личности ребенка, воспитания в нем гражданских и патриотических качеств. По инициативе института в Городском округе Химки произошла профессионально-творческая кооперация, сложилось содружество образовательных и социокультурных учреждений, куда вошли ИБПУ, педагогический лицей № 17, УВК «Рябинушка» (д/с-школа), лицей № 9, школа № 18, д/с № 10, центр детского творчества «Виктория», аэрокосмический лицей № 13, кадетский корпус (общеобразовательная школа № 8), Центры «Спасение», «Семья», молодежный центр «Восход», Детский приют, Химкинская картинная галерея им. С. Н. Горшина, Дворец культуры «Родина», газета «Вперед» и телевидение г. Химки. В свою очередь, это дает возможность нашим студентам полнее проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал — организаторский, педагогический, исследовательский.

На базе упомянутых образовательных учреждений осуществляются социологические, психолого-педагогические исследования — основа курсовых и дипломных работ студентов и кандидатских диссертационных исследований аспирантов ИБПУ и МПГУ. Сделанные в ходе исследований выводы и рекомендации, психолого-педагогические разработки используются в практике работы образовательных учреждений данного объединения. Сотрудничество между образовательными учреждениями объединения осуществлялось в совместном решении психолого-педагогических проблем воспитания толерантности, демократической культуры и внедрения системы ученического самоуправления, нравственно-патриотического и гражданского воспитания с использованием традиций этнопедагогики, внедрения исследовательского подхода в практику преподавания гуманитарных дисциплин, освоение музейной педагогики. Яркий пример тесной интеграции «вуз-школа» — наше длительное — в течение 10 лет — сотрудничество с педагогическим лицеем № 17 г. Химки по созданию и развитию школы ученического самоуправления. 17 учителей школы — это выпускники ИБПУ, а директор школы Л. А. Куманяева по результатам опытно-экспериментальной работы в лицее успешно защитила в 2005 году кандидатскую диссертацию «Управление гуманизацией целостного педагогического процесса в муниципальном лицее»: все, что было создано и сделано ради гуманизации процесса обучения, оказалось жизнеспособным и дает свои плоды. (Совместная исследовательская, профориентационная и воспитательная работа лицея и вуза способствовала тому, что из 200 выпускников лицея последних лет в высшие и средние профессиональные учебные заведения педагогического образования поступило — 66 человек, культуры и искусства — 27, спорта и правоохранительной сферы — 32 человека).

ИБПУ участвует в подготовке и проведении педагогических советов, городских конференций педагогических работников образовательных учреждений, профессиональных конкурсов («Учитель года»), аттестации образовательных учреждений, предоставляет научно-методическую и психолого-педагогическую помощь учителям, классным руководителям, и социальным педагогам, валеологам, и руководителям образовательных учреждений, стремясь выполнить роль «катализатора» развития системы образования в городском округе.